О нас в "Деловой газете" 30.09.2008 /14:14

«Кузнецклифт»: есть работа и мечта


26.09.2008 г. Редко среди предприятий жилищно-коммунальной сферы встречаются такие, где специалисты занимаются не только повседневной, «рутинной» работой, но и стремятся привнести в жизнь клиентов современные элементы эстетики и максимального комфорта.

Признаюсь, пока непривычно слышать слова генерального директора ООО «Кузнецклифт» Анатолия Толстошеева о перспективных целях: «Мы рано или поздно добьемся того, чтобы в кабине лифта было красиво».

Надо признать, что работники компании «Кузнецклифт» делают все возможное, чтобы внедрить в лифтовое хозяйство города Новокузнецка определенную эстетику и воспитать уважение населения к электромеханическим объектам, которые они изготавливают, монтируют, ремонтируют и обслуживают. Здесь вообще считают нормой культурное отношение к месту человеческого обитания. Но частенько сталкиваются с проявлением вандализма. Когда на стенах только что установленной новенькой купе-кабины на следующее утро появляются черные отметины, многие понимающие жители сочувствуют и возмущаются. Однако как поймать и примерно наказать подобных хулиганов? Есть лишь один, но дорогостоящий и потому нереальный способ: установка видеокамер, которые служили бы и безопасности всех проживающих в подъезде при оперативной связи со стражами порядка.

Однако самый острый приступ вандализма в Новокузнецке преодолели несколько лет назад, когда внедрили стопроцентную диспетчеризацию. До того периодически случались хищения тех же катушек электротормоза, являющихся основным звеном в работе электротормоза. Лифты то и дело выходили из строя. Порой до трети всех городских лифтов останавливались. Глава города Сергей Мартин вынужден был выделить большие средства на устранение последствий подобных преступлений. Теперь они полностью исключены. Потому что стоит какому-нибудь злоумышленнику проникнуть в щитовую, на диспетчерском пульте немедленно загорается сигнал, и оператор вызывает милицию.

Диспетчерская связь осуществляется по кабелю Интернета. В центральном пункте службы оператор непрерывно следит за монитором, и все возникшие неисправности тут же фиксируются в электронном журнале. И если по определенной причине лифт останавливается, то ненадолго: наиболее крупные неполадки устраняются максимум за сутки. Кстати, автоматизированная система позволяет следить не только за работой лифтов, но и осуществлять контроль над состоянием внутридомовых коммуникаций. При установке дополнительного терминала ведется учет расхода тепла, воды и электроэнергии.

В зону ответственности компании «Кузнецклифт» входят три района Новокузнецка: Новоильинский, Новобайдаевский и Заводской. На обслуживании сегодня находятся полторы тысячи пассажирских лифтов в жилых домах. И их количество ежегодно растет. Кроме обязательств по техобслуживанию, текущему и капитальному ремонту, специалисты предприятия занимаются монтажом лифтов в новом жилье. Например, в 2008 году по планам должно быть смонтировано 33 лифта.

«В нашем коллективе трудятся около 400 человек, из них примерно треть являются опытными высококвалифицированными специалистами с высшим и среднетехническим образованием (в электронной службе занята талантливая молодежь до 30 лет, и все с вузовскими дипломами), — рассказывает Анатолий Толстошеев. — Причем мы работаем не только в родном Новокузнецке. Согласно Федеральному закону № 185 принимаем участие в тендерах, которые нередко выигрываем. География нашей деятельности охватывает шесть городов Кузбасса. В этом году выполняем заказы на замену лифтов в Осинниках, в прошлом году работали на таких объектах в Анжеро-Судженске. Сейчас производим модернизацию пассажирских лифтов в юргинских жилых домах. Нам даже предложили заключить договор на выполнение монтажа в Санкт-Петербурге, где при большом объеме строительства катастрофически не хватает специалистов нашего профиля».

Проблему подготовки необходимых кадров здесь решают собственными силами, имея образовательный сертификат и аккредитованный учебный центр. Обучением электромехаников и обслуживающего персонала (лифтеров, диспетчеров) занимаются непосредственно руководители предприятия, которые имеют богатый профессиональный опыт. Например, директор по производству Виктор Бирюков — трудится в лифтовом хозяйстве с 1971 года; его заместитель Юрий Пищальников, имеющий 17-летний стаж в отрасли; директор по внедрению новых технологий Александр Комаренко, который занимается всеми этапами модернизации, диспетчерской связью и сигнализацией, работает с 1977 года; главный инженер Владимир Кашников, отвечающий за монтаж новых лифтов, обладает 28-летним опытом работы. Так что особых кадровых проблем в ООО «Кузнецклифт» не испытывают.

В свое время тут создали вполне современный цех, оснастив его не только качественной российской, но и импортной техникой — для того, чтобы не приобретать дорогое лифтовое оборудование на Карачаровском и Щербинском лифтостроительных заводах, а выпускать его по мере необходимости у себя (себестоимость выходит на 27% ниже, чем у названных поставщиков). Возможности производственного подразделения ООО «Кузнецклифт» позволяют выполнять заказы по изготовлению практически любого лифтового оборудования (за исключением электромеханического оснащения): металлические, окрашенные по желанию в определенный цвет купе-кабины, двери, кронштейны, обрамление. В прошлом году по городской программе модернизации работники цеха изготовили более 30 лифтов. В ближайшем будущем, по словам генерального директора, планируется значительно расширить производственные помещения. Тем более, что сама жизнь диктует: темпы начавшегося процесса модернизации лифтового хозяйства необходимо увеличивать.

Ежемесячно лифты, находящиеся на обслуживании предприятия, проходят техосмотр и ежегодно — полное освидетельствование, по итогам которого дается разрешение на последующую эксплуатацию.

Самая важная задача ООО «Кузнецклифт», как и любого другого предприятия, занятого обслуживанием лифтового хозяйства, — поддержание этих подъемных механизмов в технически исправном состоянии, в то время как потребность в них растет вместе с объемами строительства жилья, а существующий лифтовый парк устаревает. На данный момент в Новокузнецке свыше пятисот лифтов отработали свой нормативный срок, стало быть, они подлежат замене на новые. Но бюджетных средств не хватает. «Кузнецклифт» в 2008 году выиграл тендер на модернизацию 30 лифтов на сумму более 24 миллионов рублей, а к сентябрю по этой программе поступило всего 3,5 миллиона. В августе предприятие победило на аукционе по приобретению, поставке и монтажу 21 лифта в медицинских учреждениях.

Каким видится выход из такой сложнейшей ситуации?

Установленный максимальный срок эксплуатации лифтов в России составляет 25 лет, но ведь его можно существенно продлить, если менее затратный капитальный ремонт (восстановление узлов и т.д.) или модернизацию официально сделать альтернативой полной замене подъемного механизма. Существуют специальные руководящие документы, в которых доказывается реальная возможность решения проблемы именно таким образом, и при этом гарантируется безопасность дальнейшей работы кардинально обновленных лифтов. Однако какие бы веские аргументы ни приводили лифтовики и инспекторы в пользу модернизации и капремонта, это не приведет к каким-либо изменениям ситуации, если они не будут поддержаны на законодательном уровне, вопрос дефицита средств на замену лифтов будет оставаться актуальным. Более того, он из года в год может обостряться: ведь будет истекать срок эксплуатации очередных лифтов. «Оптимальным вариантом остается модернизация, которую мы имеем право проводить при наличии соответствующего заключения экспертизы, — считает Анатолий Толстошеев. — И эти работы обходятся заказчику дешевле. Но не все лифты могут получить такое заключение и потому подлежат полной замене, что сегодня стоит 1,1 миллиона рублей».

И все же коллектив «Кузнецклифта» смотрит в будущее с оптимизмом. Не случайно на первом этаже офисного здания красуется «авторский» лифт, выполненный специалистом компании Юрием Ковалевым. Одним из технических новшеств этого буквально сияющего подъемного устройства является бесконтактная панель управления: достаточно пальцем перекрыть светодиод, и он, если будет смонтирован в шахте, тронется. Этот лифт вызвал огромный интерес на V специализированной выставке-ярмарке «ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ», прошедшей с 11 по 14 февраля в Ледовом дворце металлургов г. Новокузнецк, и получил серебряную медаль. Но как бы потенциальные заказчики ни восхищались местной новинкой, запустить ее в производство пока не представляется возможным. В результате заказчики, у которых есть достаточно средств, предпочитают сегодня приобретать лифты «OTIS» американского производства. Но отказываться от воплощения мечты в реальность никак нельзя.

г. Новокузнецк, пр. Авиаторов, 11,

тел.: (3843) 35-77-43, факс: (3843) 62-38-86